КАРПИНСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ
Том XXXI , С. 324-325
опубликовано: 16 октября 2017г.

КАРПИНСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ

[болг. и македон. Карпинско Евангелие], пергаменная рукопись западноболг. происхождения (ГИМ. Хлуд. № 28), содержащая Евангелие-апракос полный (Л. 1-168, 2-я пол. (?) XIII в.) и Апостол-апракос полный (Л. 169 об.- 302; нач. XIV в.). Рукопись (23,2´ 16,5; 312 листов) с утратами (нет начала, нек-рых листов в середине и конца), в переплете XV в., украшена киноварными заставками балканского и старовизант. типа и инициалами старовизант. (в Евангелии) тератологического стиля хорошей работы. «Техническая» тератология, возможно, отражает влияние древнерус. образца, хотя, вероятно, опосредованное Евангелие написано одним писцом, Апостол - двумя. К. Е. было написано в сев. районах Македонии, по правописным нормам (двуюсовая и одноеровая (Ь) орфография) его связывают с Кратовской школой. К лексическим особенностям этой рукописи относится использование в тексте перевода греч. имени София как Премудрость (Л. 142 об.). Письмо и оформление евангельской части К. Е. имеют ближайшую аналогию (возможно, доходящую до уровня тождества) в среднеболгарском Норовском Евангелии-апракос кратком 2-й пол. (?) XIII в. (ГИМ. Муз. № 178 + Увар. 289-Q).

Лист из Карпинского Евангелия. XIII в. (ГИМ. Хлуд. 28.I.101. Л. 100)Лист из Карпинского Евангелия. XIII в. (ГИМ. Хлуд. 28.I.101. Л. 100)В состав кодекса входят евангельские чтения на весь год (Л. 1-138); месяцеслов (Л. 139-165), евангельские воскресные чтения (Л. 165-168; текст обрывается в начале 11-го чтения), апостольские чтения на год (Л. 169 об.- 273), месяцеслов (Л. 273-301), апостольские чтение на разные случаи (напр., черноризцу, на бездождие: Л. 301 об.) и указатель прокимнов с аллилуариями 2-8 гласов и блаженны 8 гласов (Л. 303-313). В месяцеслове Евангелия содержится память мученикам Борису и Глебу, «иже в Русии» (л. 162), в месяцеслове Апостола - память равноап. Кирилла Философа с тропарем (л. 292). На л. 26 об. серб. полууставом с элементами канцелярского письма XI-XV вв. приписаны молитва над 5-ю хлебами (молитва на благословение елея и хлебов) и молитва на литии «на все праздники Господни».

Лист из Карпинского Апостола. Нач. XIII в. (ГИМ. Хлуд. 28.I.101. Л. 169 об.)Лист из Карпинского Апостола. Нач. XIII в. (ГИМ. Хлуд. 28.I.101. Л. 169 об.)Название кодексу дал П. А. Лавров (Лавров П. А. Обзор звуковых и формальных особенностей болг. языка. М., 1893; он же. Палеографическое обозрение кирилловского письма. Пг., 1915. С. 98-99) по вкладной записи XV-XVI вв., сообщающей о вкладе Апостола Дмитрием (?)«Дмия» «от Канарева Богородице Карпынске» (Л. 302). На этом же листе находится болг. вкладная запись 1-й пол. XIV в. мон. Иоанникия, по прозвищу Калоян Пасарель, в ц. св. Георгия. Село Канарево находится близ г. Куманово (Республика Македония), храм из записи Иоанникия исследователи идентифицируют с ц. вмч. Георгия Победоносца в Старо-Нагоричино (Угринова-Скаловска. 1974. С. 74).

Судя по младшей вкладной записи, К. Е. хранилось в Карпинском мон-ре, где его в 1868 г. нашел А. Ф. Гильфердинг. Между 1869 и 1872 гг. кодекс вместе с др. рукописями, привезенными Гильфердингом, поступил в собрание А. И. Хлудова, к-рое, согласно завещанию владельца, после его смерти (1882) поступило в б-ку Никольского единоверческого мон-ря на Преображенском кладбище в Москве, и в ее составе в 1917-1923 гг. было передано в ГИМ. Время объединения Евангелия и Апостола в один кодекс не установлено: возможно, это произошло не ранее XV-XVI вв.- в старшей вкладной записи книга не охарактеризована, а в младшей упоминается лишь Апостол.

Лит.: Попов А. Н. Описание рукописей и каталог книг церк. печати б-ки А. И. Хлудова. М., 1872. С. 22-25; Амфилохий (Сергиевский), архим. Древле-славянский Карпинский апостол XIII в. М., 1885-1888. 4 т.; Соболевский А. И. Среднеболгарская вкладная XIV в. // РФВ. 1890. Т. 35. № 3. С. 152-153; Мошин В. Палеографски албум на jужнословенското кирилско писмо. Скопjе, 1966. С. 84. Сн. 81; Тихомиров М. Н. Исторические связи России со слав. странами и Византией. М., 1969. С. 301; Угринова-Скаловска Р. За записите во еден ракопис од манастирот Карпино // Македонски jазик. Скопjе, 1974. Т. 25. С. 71-79; она же. Еден македонски ирмологиj од 13-14 в. // Зб. во чест на Б. Конески по повод 60-годишнината. Скопjе, 1984. С. 227-231; Жуковская Л. П. Текстология и язык древнейших слав. памятников. М., 1976 (по указ.); Бицевска К. Карпинскиот апостол // Македонски jазик. Скопjе, 1984. Бр. 6. С. 24-26; Рибарова З. Карпинско евангелие // Културен живот. Скопjе, 1984. Бр. 6. С. 24-26; СКСРК, XI-XIII. С. 246-247. № 236; Десподова В. Карпинското евангелие и неговото место меѓу словенските полни апракоси // Slovo. Zagreb, 1986. Br. 36. S. 171-184; Куев К. Съдбата на старобългарската ръкописна книга през вековете. София, 1986 2. С. 48, 86-88. Вклейка между с. 144 и 145. Табл. 15-17; Десподова В., Славева Л. Македонски средновековни ракописи. Прилеп, 1988. [Кн.] 1. С. 228-229 (№ 70), 234-235 (№ 72); Десподова В., Бицевска К., Пандев Д., Митревски Љ. Карпинско евангелие. Скопjе; Прилеп, 1995. (Македонски средновековни ракописи; Кн. 4); Николова С., Йовчева М., Попова Т., Тасева Л. Българското средновековно културно наследство в сбирката на А. Хлудов в Държавния исторически музей в Москва: Каталог. София, 1999. С. 19-20 (№ 7). Табл. 1-20, 59; Поп-Атанасов Ѓ., Велев И., Jакимовска-Тошиќ М. Скрипторски центри во средновек. Македониjа. Скопjе, 1997. С. 93-96; Лосева О. В. Русские месяцесловы XI-XIV вв. М., 2000. С. 94; СКCРК, XIV. Прил. 1. С. 572; Христова И., Караджова Д., Узунова Е. Бележки на българските книжовници X-XVIII в. София, 2003. Т. 1: X-XV в. С. 36, 96, 152 (№ 35); Христова-Шомова И. Служебният Апостол в славянската ръкописна традиция. София, 2004. Т. 1. С. 168-169; Македонски споменици со глаголско и со кирилско писмо / Сост.: И. Велев, Л. Макариjоска, Е. Црвенковска. Скопjе, 2008. С. 68-69, 76-77. № 28, 32.
Рубрики
Ключевые слова
См.также